Skip to content
 

Выбор объектива

Начнём разговор с обсуждения разных типов объективов.

Одно из основных достоинств зеркальных фотокамер является возможность применения сменной оптики, наиболее подходящей для решения конкретной творческой задачи. В этой статье мы поговорим об объективах, выясним, какие они бывают и научимся наиболее рационально использовать возможности современной оптики.
 




Виды объективов.

1. Фокусное расстояние

Объективы могут отличаться между собой по очень многим параметрам. Одной из главных характеристик любого объектива является его фокусное расстояние. Именно фокусное расстояние определяет то, насколько объектив будет приближать или отдалять изображение. Чем оно меньше, тем угол обзора у объектива шире, и изображение может отдаляться. Чем больше фокусное расстояние, тем угол обзора меньше и изображение будет приближаться.

фокусное расстояние.1

фокусное расстояние.2

фокусное расстояние.3

Для любительских зеркалок Canon характерно использование уменьшенных матриц, их еще называют «кропнутыми» (от англ. crop). Для таких фотоаппаратов объективы с фокусным расстоянием меньше 30 мм считаются широкоугольными. То есть имеют угол обзора шире, чем у человеческого глаза.
 

широкоугольные объективы

широкоугольные объективы.1

выбор объектива   Фото сделано широкоугольным объективом

 
Объективы с фокусным расстоянием от 30 до 50 мм будут считаться нормальными, то есть с углом обзора максимально близким к углу обзора человеческого глаза.

нормальные объективы

 фото сделанное нормальным объективом  Фото сделано нормальным объективом

 Если же фокусное расстояние более 50 мм, то это уже телеобъективы. Они будут приближать изображение в видоискателе.
 




От фокусного расстояния зависит, как объектив в кадре будет передавать перспективу пространства. Телевики сжимают пространство буквально в гармошку. Чем больше фокусное расстояние, тем более заметен этот эффект. Сильно удаленные предметы почти приравниваются в размерах к тем, что расположены на среднем плане. Например, мощными телевиками снимаются фотографии с большим солнцем. Этот кадр сделан объективом с фокусным расстоянием 500 мм.

телеобъективы

Фото сделано телеобъективомФото сделано телеобъективом

Широкоугольные объективы наоборот — растягивают пространство. И если поставить какой-либо даже небольшой объект на передний план, он будет доминировать в кадре. А все, что оказалось дальше нескольких метров от камеры, будет мелким. Таким образом можно расставлять акценты в кадре, выделяя главный объект. Чем меньше фокусное расстояние, тем сильнее выражен этот эффект. Это же обстоятельство обуславливает неприменимость использования широкоугольных объективов для классических крупно плановых портретов: они вытягивают нос модели.
 

Фото сделано широкоугольным объективом

              Фото сделано широкоугольным объективом 16 мм

Объективы бывают с переменным и постоянным фокусным расстоянием. Первые еще называют зумами. Они оперативнее в работе, удобней, но часто проигрывают фиксам — объективам с постоянным фокусным расстоянием — по качеству изображения.

Кроме того, встречаются и специальные объективы. Для макросъемки применяются макрообъективы, которые способны обеспечить фотографирование объекта с малого расстояния и, таким образом, позволяют получить большой масштаб съемки.

 макрообъективы

Фото сделано макро-объективом

Фото сделано макро-объективом

 
Из творческих объективов примечателен объектив «рыбий глаз», обеспечивающий угол обзора в 180 градусов. Эти объективы искажают геометрию снимка, делая прямые линии, удаленные от центра кадра, закругленными.

рыбий глаз

Но будьте внимательны! Для кропнутых камер угол обзора 180 градусов будут обеспечивать объективы с фокусным расстоянием 8 мм, а не более распространенные модели с фокусным расстоянием 16 мм. Последние предназначены для полнокадровых камер.

Фото сделано объективом типа «фишай» Фото сделано объективом типа «фишай»

В качестве портретных применяются чаще всего объективы с фокусным расстоянием от 85 до 135 мм. Такие объективы имеют специальную оптическую схему, обеспечивающую красивое размытие заднего плана и высокую светосилу. Резкость и контрастность изображения, полученного при помощи портретного объектива, может быть чуть ниже, чем у большинства других моделей. При съемке портрета это помогает наиболее красиво передать фактуру кожи человека. В то же время, подобные особенности рисунка ограничивают сферу применения портретной оптики.

 портретный объектив

Фото сделано портретным объективом Фото сделано портретным объективом

2. Светосила.

Второй важнейшей характеристикой объектива является его светосила. Светосила — это значение максимально открытой диафрагмы. Для бюджетных зумов она может быть переменной (например, f/3,5-5,6). Более дорогие зумы могут иметь светосилу до f/2,8, а фиксы до f/1,2. Чем выше светосила, чем сильнее мы можем открыть диафрагму, и тем короче выдержки при том же освещении мы можем получить. Съемка в слабоосвещенных помещениях, например, без светосильной оптики почти невозможна. Большая светосила существенно отражается на стоимости объектива (в сторону увеличения)

3. Стабилизатор.

Стабилизатор Нужен или не нужен? Здесь вопрос не только принципа, но и денег, поскольку объективы со встроенным стабилизатором стоят примерно на 30% дороже, чем их аналоги без стабилизатора. Тут подход такой: если хватает денег, лучше купить со стабилизатором, хуже не будет, а в ситуациях с недостаточным освещением при съемке с рук на довольно длинной выдержке стабилизатор ой как пригодится. Если же вы снимаете исключительно со штативом или только в студии, то на стабилизатор можно не тратиться. А вот тем, кто чаще снимает с рук, а тем более на ходу, в спешке (путешествия, свадьбы, репортажи), то лучше потратиться и быть уверенным в результате.

Для каких объективов стабилизатор жизненно необходим?

В принципе, можно пренебречь  стабилизатором в объективах с фокусным расстоянием до 70 мм. С такими объективами можно без боязни появления шевеленки снимать с рук на выдержках 1/80 сек и короче. А если принять удобную позу, хорошо зафиксировать торс и положение рук, плавно нажать на кнопку спуска, то можно получить резкий кадр без штатива и на выдержках до 1/30 сек (у особо натренированных может получиться и дольше — дело сноровки). Для широкоугольников типа 15-24 мм и фишаев стабилизатор вообще не нужен.

Другое дело, когда вы идете снимать с объективом типа 70-200 мм со светосилой f4, а сумерки сгущаются… Подняли ISO, открыли диафрагму на максимум, а света все равно не хватает. Приходится удлинять выдержку, а объектив хороший, такой весомый, качается во все стороны, и на 200 мм даже уже на выдержках 1/125 — 1/160 сек появляется шевеленка.

Таким образом, чем длиннее фокусное расстояние объектива, тем важнее наличие встроенного стабилизатора изображения.


 




   Если вам понравилась эта статья, то вам также понравятся и эти статьи:

Дорогие друзья, у меня к Вам просьба, если Вам не трудно, поделитесь этой статьей в Twittere, Mail.ru или Vkontakte. Для этого просто нажмите на иконку ниже. Заранее спасибо!

Нравится

Написать отзыв

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.